Комплаенс — обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.
Значение системы комплаенс-контроля заключается в двух аспектах.
Во-первых, комплаенс-контроль дает положительный эффект путем предотвращения больших финансовых потерь, в том числе предотвращая банкротство.
Во-вторых, комплаенс-контроль имеет важное значение для заказчиков и потребителей товаров, работ и услуг, так как, применяя комплаенс-контроль, организации действуют в рамках закона, не нарушая имущественных прав своих партнеров и потенциальных клиентов.
С этой целью проводится анализ соответствия деятельности актуальному законодательству, исключаются риски невыполнения договорных обязательств, наложения штрафов, предъявления исков о взыскании ущерба.
Запуск комплаенса производится в три этапа:
разработка стратегии, общих принципов комплаенс-политики на предприятии, выработка эффективных требований;
анализ и аудит учредительных документов, нормативной и договорной базы, внесение изменений и исправление отступлений от закона при необходимости;
контроль за текущей деятельностью, выполнением принятых требований.
Внутренний контроль осуществляется в следующих основных формах:
создание комплаенс-службы и наделение ее конкретными полномочиями по осуществлению контроля;
исключение коррупционной составляющей, взаимодействие с государственными органами только на основе закона;
обеспечение законности правоотношений с работниками;
проверка контрагентов и чистоты заключаемых сделок;
принятие мер по противодействию отмыванию денежных средств;
контроль за соблюдением сроков и порядка предоставления бухгалтерской и иной отчетности;
обеспечение наличия всей необходимой документации для осуществления деятельности;
постоянный мониторинг изменений в законодательстве.
Прежде всего необходимо разработать нормативную базу, локальные правовые акты:
общий внутренний нормативный акт: политику комплаенс-контроля с закреплением дисциплинарной ответственности за нарушение обязательных требований;
кодекс корпоративной этики с основными стандартами поведения сотрудников в организации;
политику противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем;
политику сообщений о нарушении законодательства и норм этики сотрудниками или контрагентами;
политику выявления и регулирования конфликтов интересов с закреплением преобладания интересов компании над личными;
политику дарения, которая закладывает понятия «подарок» и критерии его разграничения от взятки. Как правило, сотрудникам не запрещается дарить и получать подарки, однако могу быть наложены ограничения по сумме. Здесь необходимо принимать во внимание лимиты ст. 575 ГК РФ, по которой подарки работникам госорганов, учителям и врачам, в отношениях коммерческих организаций между собой не могут быть больше 3 000 рублей.
В числе основных видов юридического комплаенс-контроля выделяют:
анализ договоров на предмет обнаружения коррупционной составляющей (выявление признаков незаконных или подозрительных сделок и т.д.);
проведение обучения сотрудников в форме семинаров с мероприятиями по проверке знаний;
осуществление проверок партнеров (на сайте налоговой, ФССП, в банке судебных актов, в специальных реестрах, установление реального нахождения по юридическому адресу, наличия разрешительных документов на занятие декларируемой деятельностью и т.д.);
проведение внутренних расследований по факту обнаружения фактов нарушения антикоррупционных и иных правил и требований;
включение в договоры антикоррупционных оговорок, требований о соблюдении антикоррупционного законодательства.
Комплаенс — это постоянное отслеживание рисков, контроль за соблюдением законности в компании. Он гарантирует надежный базис компании и работает на перспективу.