Статьи блога.

Купил некачественный товар, что делать?

2025-04-11 18:54
Законодательство направлено не только на предоставление равных возможностей всем гражданам и юридическим лицам на участие в экономической жизни, но и на защиту прав слабой стороны договоров. Считается, что слабой стороной в данном случае является потребитель, поскольку он лишь покупает то, что ему предлагает продавец. Более того, при отсутствии должного правового регулирования он никак не защищен от злоупотреблений со стороны продавца, поскольку не обладает ни необходимыми юридическими знаниями, ни финансовыми возможностями. Для устранения этого неравенства и был принят закон РФ “О защите прав потребителей”, который предоставляет потребителю ряд гарантий и льгот.

Потребителем при этом признается гражданин, который приобретает товар (работу, услугу) не для предпринимательских целей. Соответственно, исполнитель или продавец должны заниматься предпринимательской деятельностью на постоянной основе. Поэтому, если лицо покупает какую-либо вещь с рук или просит своего знакомого сделать ремонт, закон РФ “О защите прав потребителей” не применяется.

Основные положения данного закона касаются неисполнения своих обязательств продавцом или исполнителем. В этой ситуации гражданин вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Также можно заявить требования о компенсации морального вреда.

Аналогичные возможности предоставлены при наличии недостатков в выполненной работе (оказанной услуге).

Поэтому, если Вам был продан товар ненадлежащего качества или услуга оказана ненадлежащим образом, Вы можете выполнить следующие действия:

Попробовать решить вопрос мирным путем. Как показывает практика, обращение к продавцу, особенно если это — крупная торговая сеть, может быть эффективным. Для целей рекламы им очень важна репутация, которая может пострадать из-за судебного процесса. А так как обороты таких компаний достаточно велики, выигранное дело нанесет им существенный ущерб. Однако этим не стоит и злоупотреблять;

Направить продавцу претензию, в которой будет содержаться описание того, когда был продан товар (оказана услуга), в чем его недостатки и что именно Вы требуете с продавца (исполнителя): вернуть деньги, заменить товар и т.д.. Срок для ответа составляет 10 календарных дней. Для подачи иска направление претензии не является обязательным, однако в суде это будет дополнительным доказательством того, что продавец не желает исполнять свои обязанности;

Подать исковое заявление. Его пример Вы можете найти по ссылке:https://pravo163.ru/obrazec-iskovogo-zayavleniya-o-zashhite-prav-potrebitelya/. Если сумма требований меньше 100 000 рублей, то оно подается в мировой суд, если больше — в районный. Суд можно выбрать по Вашему месту регистрации. Государственную пошлину оплачивать не нужно, необходимо лишь известить продавца и иных привлеченных лиц о подаче искового заявления.

С уважением, адвокат Михаил Васьковский.